Абхазия 2013 или Back in USSR. 2 часть
miminoshka

4 день.

Ночью на высоте 2000 м выпал снег.

Утром приехали охотники на уазиках и положили в балагане на стол ружьё. Мы извинились, что без разрешения остановились на их территории. Они взяли 3-й уазик и уехали работать – возить туристов на водопад (~8 км), 800 м над у.м. Как я и говорила, мы все отравились, Егор и я провалялись в палатке полдня, выходило солнце, но в 3 ч дня пошёл ливень. А когда закончился, Егор поехал на Гегский водопад, куда уже утром ездили ребята, а Стас в это время поехал до Рицы без баулов. В районе водопада +12, здесь днём было +20. Возле водопада пьяный охотник на лошади спрашивал у ребят: – Ви не видели лошадь? Видимо, потерял одну в дороге.

Наши охотники, друзья Ремзика, сказали, что такого дождливого сентября не было лет 20. Планируем завтра съездить на Рицу, а вещи оставим у них, и будем потом возвращаться в Гагру. Смысла тут сидеть нет. Вообще, места тут красивые, немного похоже на Карпаты, Крым и черногорские каньоны, но такие высоты я вижу впервые. Горы огромные. Но не повезло с погодой с первого дня. Однозначно стоит потом поехать в район до Приэльбрусья и в Грузию (в велопоходе в Грузии я ещё не была, а так была 11 лет назад).

В этом году не удалось искупаться в море – в марте в Турции было холодно. Надеялись на сентябрь в Абхазии.

5 день.

Утром дождя не было. Мы не расстроились. Покушали и покрутили до Рицы (ок. 14-16 км вверх).

Проезжали красивые горные каньоны, похожие на черногорские. Только здесь горы повыше и с соснами наверху. Везде по дороге продают мёд, цену не спрашиваем, т.к. едим свой, вернее Стаса, украинский. Запасливый Стас взял всё необходимое, даже небольшую чекушку на всякий случай. Всякий случай наступил уже вечером, когда наши охотники-водители остались ночевать в своём балагане и угостили нас ужином и сухим красным вином.

Доехали до Рицы (только наверху был затяжной подъём, а так всё там проезжаемо, крутить можно было везде, это не Турция и не Черногория).
Рица оборудована кучей кафешек с зазывалами, само озеро очень красивое, сейчас сверху над ним снежные вершины.
Коров с альпийских лугов-пастбищ свозят вниз в специальных прицепах.

По озеру снуют катамараны и надувные лодки. Везде таблички: С плавсредств в озеро не прыгать, штраф 1000 руб. Покататься стоит 200 руб. (по цене как в нашем парке Чкалова в Днепре на старинном катамаране да ещё и по озеру в 10 раз меньше). Мы перекусили в одной из кафешек (аджарские хачапури были в 2 раза меньше, чем в Аджарии и невкусные), всё остальное тоже небольшого размера, чтобы не переедали. Лаваш состоял из 4 разрезанных кусков на блюдце.

Дача Сталина с прошлого года закрыта президентом. Решили съездить на Аудхару (минеральные источники). Проехав 3 км подъёма, решили меня с Никитой отправить ждать на озеро, т.к. выехали мы поздно. Они вернулись через 2 ч 40 мин, уже к 7 вечера. Я за это время побегала с Никитой по площадке, выпила кофе, он у меня выцыганил 2 мороженых и жареную картошку. И пообщались с 52-летним абхазом из Гудоуты, который привёз москвичей на Рицу, снимающих у него жильё. Русских здесь море, все ездят несколько лет подряд отдыхать, ещё встретили 4 турков и 2 немцев. Думаю, сюда ездят все нации.

Пока Никита ел свою картошку, к нам подошла пара, которую мы встретили в Адлере под навесом на вокзале. Они всё время живут в Пицунде и дождей почти не видят. Всё-таки надо посмотреть на сосны вдоль моря, поедем в Лидзаву.

Вернулись в лагерь, поставили палатки, поужинали с нашими охотниками.
На вопрос: – Можно ли в любом месте поставить палатку один из них ответил уклончиво: – Быдла хватает в любой нации.

Вечером опять было звёздное небо. Подумали: – Завтра будет хорошая погода. Угу. J

6 день.

Ночью начался дождь. Ему наплевать на ночное звёздное небо. Я проснулась в 6.40 и решила написать отчёт. Остальные спали, как сурки.

Немного о палатке. Перед походом решила поменять нашу 8-летнюю старушку-палатку Hannah Target-S (2+1 места) на хвалёный лёгкий Marmot Limelight 3P. Она действительно лёгкая, но зараза, холодная, летняя, палатка продувается через вентиляции в стенах. И стоит в 3 раза дороже. Всё в ней красиво, застёжечки, молнии, 2 дня, вес в 2,8 кг. Приходилось спать в шапках, т.к. температура за бортом +10- +12.
Прийдётся покупать ещё 3-сезонную, согласна на китайскую с taobao, где на фотках суровые европейские мужички спят в ней в снегу.

Кстати, теплее всего в походе было Никите, он никогда у нас не мёрз. Но его растущий организм постоянно требовал еды, поэтому мне каждый час надо было закидывать ему в топку разной еды (вкусные батончики, печеньки, шоколадки, фрукты, в ход шло всё).

Часов в 12 дождь закончился, выехали в сторону Пицундры (так мы её ласково называем). Приехали туда, искупались на каком-то пляже. И поехали искать кемпинг. В 1-м кемпинге в Лидзаве нам назвали цену в 500 руб. с палатки (у нас их две), как-то после черногорских 1-2 евро за человека в кемпинге с 8 туалетами и 8 душами несравнимо. И место предложили с видом на бетономешалку и какую-то хозпостройку. Во 2-м кемпинге нам назвали цену в 600 руб. за всех так уж и быть. С полуметровым заборчиком по высоте и предупредили: – Велики мы ваши охранять не будем. Но у нас есть туалет (!) и душ.

В этом кемпинге стояло целых 3 машины и 3 палатки.

Мы решили проверить карпатский вариант – договориться с местными поставить у них палатку на свободной лужайке. Нашли такую.
В мандариново-хурмисто-виноградном саду соток на 30 с 2 домами в пос. Лидзава (от кемпингов где-то в километре) за 300 руб. за всех (с 2 душами, туалетом, кухней и прудом во дворе с кувшинками). И хозяйка – моя тёзка.

7-8 день.

Выехали из Лидзавы в сторону Гагры, проезжая мимо нависшей тучи в районе Рицы. Вся гора чёрная. Как-то не хочется больше туда.
Приехали к нашей Альмире, сбросили вещи и айда купаться. Море тёплое, не верится, что налаживается погода, а нам уже пора уезжать.
Решили переночевать у неё в палатке на крыше гаража. Прекрасно, денег брать не хотела, но мы дали, сколько смогли, как-то доедем назад.

Проснулись как никогда в 7 утра, за 2 ч собрали вещи, позавтракали и двинули в сторону границы. По пути сорвали 3 более-менее спелых граната (больше не успели, т.к. дядька рядом по-недоброму смотрел).

Прошли таможню (как обычно абхазы не проверяют паспорта), пофоткались с кадиллаком на границе, который тут пылится и выехали в город-стройку века Адлер. Если вы любите пыль, штукатурку и воду в лицо, то вам сюда. Впечатления от Адлера перед Олимпиадой не очень. В дождь это выглядит ещё хуже.

В кассе билетов до Харькова не было, только купе по цене в 4000 руб. (за эти деньги можно долететь из Киева в Кутаиси Wizzair’ом. Сразу нарисовались двое нерусских, предлагающих завтра поехать с московским поездом с их знакомым начальником поезда. Цена вопроса плацкартного билета 2500 руб. В принципе, нормально, но чтобы не ночевать тут, решили ехать через Ростов.

В Адлере целая проблема поменять валюту – нашли в 4 км кассу Сбербанка, в которой простояли очередь из 3 бабушек в 30 минут. Вечером загрузились в фирменный поезд Адлер-Ростов, новенький вагон. В Украине нет такого уровня поездов и когда будет – неизвестно. У нас 4 боковых места, у бабушек я даже не пыталась просить поменяться, т.к. мне с ребёнком надо спать на боковой верхней полке. 3 молодые девушки оказались сцуко неидущими на контакт.

Ещё весь вагон постоянно ныл: как они хреново и дорого отдохнули в Сочи. То им шашлык недожаренный подали, то высаженный лавр из Абхазии они до дома не довезли (не знаю, я такой купила в магазине Ботанического сада за копейки и прекрасно он у меня прижился). То повезли на экскурсию в дождь, а там до озера 7 км пешком идти. Но они ведь и в хорошую погоду не пойдут. В общем, контингент ещё тот. Как говорится, в каждой нации найдётся один не очень.

9 день.

Утром приехали в Ростов, подождали пару часов до следующей электрички на Таганрог. Ждали где-то в центре в районе консерватории, слушали классику и кушали местные круассаны с кефиром. На электричку запаковали байки в чехлы, т.к. проезд багажа получается бесплатный. Саша отличился – забыл шлем в поезде Адлер-Ростов и поехал догонять его куда-то в депо. Вернулся довольный со шлемом за 5 минут до отправления. Из Таганрога ребята хотели ехать на автобусе до Мариуполя, но мы уговорили их проехать ещё 120 км своим ходом и заночевать на море. Т.к. увидимся опять через полгода-год.

На границе познакомились с турком Eray на мотобайке, он так обрадовался, что мы говорим по-английски, что подбежал к нам. Он ехал из Турции через Грузию и Владикавказ. Сейчас он ехал в сторону Ялты и Одессы на пару дней.

Украина сразу после границы отличилась грязными и убитыми дорогами и мусорным берегом.
Егор порезал новую покрышку бутылкой из стекла, незаметно торчащей из-под песка. Герметик больше не работал.
Пришлось ставить новую камеру и кое-как доехать на этой покрышке (-250 грн. покрышка).
Ещё от песка забился вентилятор на печи-щепочнице (если не починим, -350
грн.).
Ночью, конечно, битого стекла и мусора не видно, и на небе вышла красивая луна. Никита весь поход придумывает новые стихи и веселит нас.

10 день.

Проснулись в 7 утра, в 9 уже выехали. На море очень ветрено, 40 км проехали меньше, чем за 3 часа. Местность – холмы. Пейзажи: слева от дороги зелёная трава, справа жёлтая. И так практически везде. На любителя. По дороге встретили россиянина-сибиряка на гружёном шоссейнике, который ехал из Москвы на Украину и потом через Таганрог в Самару к родственникам.

Саша со Стасом купили купе до Харькова, нам в кассе предложили проехать с 2 длинными пересадками через Ясиноватую до Днепра.

Решили ехать на автобусе, выбрали из 2 вариантов последний поздний Мариуполь-Киев, но с 4 багажными отсеками. Наши билеты были дороже Сашиных купе. Мы отметили отъезд в пиццерии поеданием мариупольской пиццы и местным пивом. Познакомились с мариупольским велобайкером, рассказали про наш маршрут. Автобус плыл со скоростью в 50 км, раскачиваясь, как маркитанская лодка. Казалось, что вот-вот перевернётся. Рядом сидел парень, который грузился с рюкзаком и с треккинговыми палками, разговорились – оказался поляком. Ездил в Грузию, потом во Владикавказ и оттуда на Эльбрус. Тоже ехал пересадками в Польшу через Киев. Рассказывал, что год назад летал по акции туркишами до Стамбула, а потом в Танзанию за 300$. Обычно это стоит 1000. Потом в автобусе включили русское кино, он заснул, а мы в 12 ночи с опозданием в час вышли, и уже в пол-третьего дрыхли, как сурки.

Выводы:

1.       Лучше ездить в цивилизованные непостсоветские страны. Будет дороже перелёт, но всё остальное выйдет дешевле и приятнее сервис. Да и природа на тех же Балканах красивее. Исключение, по моему мнению, составит Грузия, о которой я уже слышала от турка и поляка, как она сильно поднялась. И от друзей, которые недавно вернулись оттуда из велопохода.

2.       Погода. Если её нет, т.е. 5 дней подряд идёт дождь, приятного мало.

3.       Маршрут из Адлера до Красной поляны из-за Олимпиады непроходим, дороги перекрыты, пускают только строителей с русскими паспортами.

4.       Намеченный маршрут Гагра-оз.Рица-перевал Анчхо-Сухум из-за погоды в этом году непроходим. Также охотники-абхазы подтвердили, что перед Сухумом есть неразминированные участки, т.е. ни в коем случае нельзя сходить с тропы.

5.       Абхазия немного напомнила отдых для пенсионеров, которые помнят СССР.

В будущем всё-таки хочется поехать в намеченную Албанию с Македонией (или какой-то близлежащей югославской страной) и в Турцию (и не раз))))

• 1
Ещё больше фоток лежит здесь у Саши: http://vk.com/karamyshev85?z=album32715581_179885522